Средневековая арабская культура: взаимодействие арабов со странами


В этой статье мы остановимся на философских, культурных и исторических аспектах средневековой мусульманской мысли. Для более подробного культурологического изучения, вы можете обратиться за помощью к научным статьям в журналах про культуру. Журналы включают в себя такие направления, как теоретическая культурология, философия культуры, этнология и культурная антропология, история культуры, символизм. Также, пройдя по ссылке, вы найдете научные журналы по множеству других дисциплин и направлений, среди которых история, биология, медицина, архитектура и т.д.

 

Средневековая арабская культура: взаимодействие арабов со странами

 

Итак, перейдем к истокам средневековой философии и культуры мусульман.

 

Взаимодействие с другими культурами

В начале развития ислама (VII век) арабская культура в основном ограничивалась традициями, взятыми с Аравийского полуострова, поэтому особенно бедуинская традиция и вопросы Корана, а также культура завоеванных территорий оставались для нее чуждыми. Этими территориями являются Сирия, Палестина, Ирак, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Иран, Туркестан и Западная Индия - на этих территориях проживало по крайней мере четыре великих культуры:

 

  • Греко-византийская (Египет, Сирия и прилегающие районы имели гораздо большее значение, чем в дохалкидонских церквях было православие);
  • Латинская (лишь с небольшими примерами германских элементов );
  • Персидская;
  • Индийская.

 

Средневековая арабская культура: взаимодействие арабов со странами

 

Омейяды и Аббасиды

Во время правления Омейядов арабский халифат только начинал формироваться, а контакты с цивилизациями завоеванных территорий все еще оставались поверхностными. Аббасиды, правящие с 750 года, в большей степени намеренно ввели новую культурную политику, в большей степени, чем Омейяды, находящиеся под иностранным (особенно персидским) влиянием.

 

Средневековая арабская культура: взаимодействие арабов со странами

Медресе в арабском халифате

 

Арабы и Византия

Несмотря на враждебность между Халифатом и Византийской империей, связи между двумя государствами постепенно развивались, иногда даже дружеские: халиф аль-Мамун поддерживал живые культурные отношения с византийцами, Фотий имел много друзей среди мусульман, ученик Фотия и патриарх Константинополя Николай Мистикон писал эмиру Крита, что «две мировые державы, сарацин и римляне», особенно известные в мире, должны поддерживать дружеские отношения. Влияние Фотия заключалось в том, чтобы ввести в ислам аллегорический метод толкования, применяемый мусульманами к Корану. Арабы начали знакомиться с греческими писаниями, распространенными и переведенными с арамейского на арабский язык, особенно в среде сирийских монофизитов.