Искусство французских художников-барбизонцев


Лес Фонтенбло

Пейзажи барбизонской школы Барбизонская школа состояла из художников, пишущих пейзажи. Она была названа в честь местечка Барбизон - мелкой деревни в лесу Фонтенбло, где значимую часть времени провели многие художники барбизонской школы. Пейзажи живописцев школы не особо яркие по цветовой гамме, они очень правдивы, но не избавлены от наивной романтической нотки. Картины барбизонцев определили фундамент, возникшего позже, импрессионистского течения, вывели последователей школы и многих других художников из собственных комнат к лону природы.

 

Художники-барбизонцы с уважением относились к работам таких выдающихся деятелей искусства, как Якоб ван Рёйсдаль, Мейндерт Хоббема, Ян ван Гойен, Клод Лоррен, Ричард Паркс Бонингтон, Никола Пуссен. Также на барбизонцев оказал значение ряд их современников, среди которых Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Камиль Коро.

 

Итак, перейдем к представителям барбизонской школы, ее вдохновителям и основателям.

 

Теодор Руссо

Теодор Руссо - главный вдохновитель живописи барбизонской школы. Создавал свои произведения во Франции, в том числе, провел много времени в Барбизоне и Нормандии. Самые выдающиеся произведения живописца были написаны, когда он жил в простой крестьянской хижине в Барбизоне. Среди значимых произведений, стоит отдельно выделить: «Выход из леса Фонтенбло. Закат» и «Дубы в Апремоне», обе картины, на сегодняшний день, находятся в Лувре.

 

ТЕОДОР РУССО. РЫНОК В НОРМАНДИИ
Теодор Руссо. Рынок в Нормандии

 

Жюль Дюпре

Жюль Дюпре - художник, которому был очень приятен стиль Теодора Руссо, на творческое становление Дюпре большое значение оказала поездка в Англию и виды Констебля, а также он знал другого представителя барбизонского течения - Никола-Луи Каба. Случившееся позже, знакомство с Теодором Руссо, привнесло в произведения Дюпре больше реализма. Вместе с Руссо он писал картины до 1849 г., тогда и были написаны главные полотна Жюля Дюпре, среди которых: «Вечер» (1840-е годы; место хранения: ГМИИ), «Деревенский пейзаж» (1840—1844 годы; Эрмитаж), «Ланды» (1845—1850 годы; Лувр), «Старый дуб» (1845—1850; хранится в Мериленде).

 

Жюль Дюпре. Рыбак под ивами
Жюль Дюпре. Рыбак под ивами

 

Констан Тройон

Констан Тройон был знаком с Жюлем Дюпре и Теодором Руссо. Но в 1847 году он отправился в Голландию и на него произвели сильное впечатление полотна Поттера, тогда Констан Тройон отошел от пейзажа к картинам с животными. Картины Тройона: «Быки отправляются на пахоту. Утро» (1855г.; место хранения: Лувр) и «Отправление на рынок» (1859г.; хранится в Эрмитаже), являются выдающимся наследием в истории живописи.

 

Констан Тройон. Пастух
Констан Тройон. Пастух

 

Констан Тройон. Волы идут на пашню. Утро
Констан Тройон. Волы идут на пашню. Утро

 

Нарсис де ла Пенья

Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья поздно пришел к реалистичному изображению пейзажей. Продолжительное время он восхищался романтизмом в живописи и полотнами Антонио да Корреджо (живописец эпохи Возрождения). Создавал картины с сатирами и другими вымышленными существами, а его потрясающие работы вызывали воссторг в Салоне. Тесное знакомство с Руссо пришлось на 2-ую половину жизни живописца, они стали вместе писать полотна в лесу Фонтебло, и стилистический аспект живописи Диаза начал значительно меняться. Однозначно, поздние пейзажи Нарсиса де ла Пеньи стали значимым вкладом в преобразование художественного искусства, среди картин стоит отметить следующие произведения: «Лесная дорога» (1850-е, Эрмитаж), «Осень в Фонтенбло» (1872, место хранения: ГМИИ им. Пушкина), «Старая мельница около Барбизона» (хранится в частной коллекции), «Лес в Фонтенбло» (1867, Бордо), «Возвышенность в Жан-де-Пари» (1867 год, хранится в музее д’Орсэ), «Пейзаж с сосной» (1864 г.; хранится в Эрмитаже), «Дорога через лес» (1865—70, хранится в музее д’Орсэ), «Опушка леса» (1871, хранится в музее д’Орсэ).

 

Нарсис де ла Пенья. Гадалка и цыгане
Нарсис де ла Пенья. Гадалка и цыгане

 

Анри Арпиньи

Анри Арпиньи начал свою карьеру лишь в 27 лет. Но творческие способности Арпиньи были высоко оценены и приняты французской публикой за их живое исполнение и честность.

 

Анри Арпиньи. Пейзаж
Анри Арпиньи. Пейзаж

 

Жан-Франсуа Милле

Жан-Франсуа Милле был сыном простого крестьянина, что отличает его от большинства других художников барбизонской школы. Свое 1-ое произведение с фермерским сюжетом нарисовал в 1948 г. У истока творческой дороги восторгался работами Пуссена и Микеланджело, а самое большое влияние на Милле оказал художник Шарль-Эмиль Жак. Жан-Франсуа Милле являлся самым постоянным посетителем леса Фонтенбло из всех представителей барбизонской школы. Милле даже скончался в Барбизоне. Картины мастера удивительно реалистичны, среди полотен, стоит отметить следующие: «Анжелюс» (1857-59, хранится в музее д’Орсэ), «Собирательницы колосьев» (1857; Музей д’Орсэ), «Стога: осень» (1874 год, Музей Метрополитен), «Собирательницы хвороста» (1850-е, ГМИИ им. Пушкина), «Человек с мотыгой» (1863 г., Частная коллекция), «Уборка гречихи» (1868—1870 гг.; Бостон), «Сеятель» (1850, хранится в Бостоне), «Весна» (1868—1873 годы; Музей д’Орсэ).

 

Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом
Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом

 

Шарль-Франсуа Добиньи

Шарль-Франсуа Добиньи сделал основой своей рабочей деятельности картины сюжетного плана, на которые его вдохновила итальянская поездка. Шарль-Франсуа Добиньи был известным художником и иллюстрировал многие произведения ведущих писателей, таких как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Эжен Сю, Поль де Кок и т.д. Склонность к правдивым пейзажам, появилась у живописца после встречи с Камилем Коро. Изображение света в произведениях Шарля-Франсуа, выделяет живописца среди барбизонцев и делает его картины более похожими на полотна представителей импрессионизма.

 

Шарль-Франсуа Добиньи. Пруды Гилье
Шарль-Франсуа Добиньи. Пруды Гилье

 

Исидор Даньян

Исидор Даньян любил реалистичные изображения природы и был воодушевлен полотнами Лоррена. Вообще, его стиль отличался как от барбизонцев, так и от творчества импрессионистов, ему свойственна эмалевая гладкость и частое применение в картинах исторических архитектурных строений.

 

Исидор Даньян. Озеро Невшатель
Исидор Даньян. Озеро Невшатель

 

Франсуа-Луи Франсэ

Франсуа-Луи Франсэ использовал в своих полотнах стилистику академизма и мифического изображения, что закономерно, ведь мастер начинал с создания иллюстраций к книжным творениям. Франсуа-Луи Франсэ пробовал рисовать полотна разнообразными материалами: углем, маслом, акварелью, чернилами. Он много экспериментировал с техническими аспектами рисования полотен, что хорошо видно в разнообразии его полотен.

 

Франсуа-Луи Франсэ. Дафнис и Хлоя
Франсуа-Луи Франсэ. Дафнис и Хлоя

 

Адольф Аппиан

Адольф Аппиан добился потрясающих результатов и как живописец, и как гравер. Его картины, нарисованные углем, ничуть не уступают по технике исполнения тем, что были созданы маслом. Выразительность черного цвета - вот в чем основная особенность его полотен.

 

Адольф Аппиан. Источник Альбарина
Адольф Аппиан. Источник Альбарина

 

К кругу художников-барбизонцев также относились: Каба (1812—1893 гг. ), Огюст Анастази (1820—1889), Дюпре (1816—1879), Эжен Сисери (1813—1890 годы) и ряд других. Ученики барбизонцев, в отличие от своих учителей, не привнесли значимых результатов и для многих остались неизвестны.